Название: Антенна
Ориг. название: La Antena
Страна: Аргентина
Год: 2007
Режиссёр: Эстебан Сапир
В ролях: Алехандро Урдапиллета, Валерия Бертучелли, Джульета Кардинали, Рафаэль Ферро
Жанр: драма
Мировая премьера: 24 января 2007
Описание
Фильм-открытие Международного кинофестиваля в Роттердаме;
Приз за лучшую операторскую работу на Международном кинофестивале в Трансильвании;
Три награды на кинофестивале в Аргентине;
Участник Московского Международного кинофестиваля.
«Антенна» – виртуозное черно-белое фэнтези в духе великих немых фильмов. Эта новая робота ведущего авангардного аргентинского режиссера Эстебана Сапира – ода силе человеческого голоса, изысканно исполненная в стиле черно-белого кино. «Антенна» – это немой фильм о свободе слова.
В некоем городе живут люди, потерявшие голоса. Они общаются между собой, читая по губам, целыми днями смотрят телевизор, едят одну и ту же пищу, жизнь их однообразна и пуста. Единственная оставшаяся у них возможность общаться, это субтитры, которые живут собственной жизнью. Голоса у людей украл Мистер TV – правитель города. Именно человеческие голоса подпитывают систему, которая держит город в абсолютной власти Мистера TV.
Единственный человек в городе, сохранивший способность говорить – певица Voice. Ее маленький слепой сын тоже имеет голос, но об этом никто не знает. Мистер TV предлагает певице сделку – он подарит ее сыну глаза, а Voice взамен должна отдать свою способность говорить. Последний голос в городе даст Мистеру TV возможность похитить у людей и слова титров, благодаря которым люди могут общаться.
Однако все складывается не так, как предполагалось. Мистер TV похищает певицу Voice и увозит ее в горы. Но свидетелем похищения становится Телевизионный Мастер, он направляется к затерянной в горах антенне, чтобы помешать коварным планам Мистера TV.
Фильм черно-белый и немой. Атмосфера кинематографа начала XX века сохранена с соответствующими ей художественными решениями: большим количеством крупных планов, стационарной камерой, многочисленными монтажными склейками. При этом фильм изобилует современной графикой фантастическими техногенными объектами, немыслимыми уродцами и т.д.
Титры со словами героев вплетаются непосредственно в картинку, а не прерывают ее, как в классических фильмах Чаплина или Дрейера. И вплетаются причудливо: то в виде завитушек сигарного дыма, которые герой развеивает рукой, то в дополнение к силуэтам, возникающим в кадре, но всякий раз по-новому. Автор постоянно заигрывает со зрителем он то натягивает наголову персонажам какую-нибудь буденновку, или космический шлем с эмблемой СССР, то распинает певицу на металлическом щите в форме свастики, а ее сына — на таком же щите, но в форме звезды Давида, то вообще включает в немой фильм звуковую реплику.
Пресса
“Антенна” поразительное единение зрелища и духа. Фильм создан в стиле немого кино с намеками на немецкий экспрессионизм. Сопровождаемый волнующей современной музыкой в стиле танго от Хуана Агюра и Федерико Ротстеина, фильм танцует на экране, общается с вылепленными в воздухе словами, которые появляются и отталкиваются от губ героев ленты.
Гарри Мираз, «Cinema Without Borders»
Современная сказка о зловредном телемагнате, который украл у жителей мегаполиса звуки и голоса, рассказана в стилистике немого кино, с вкраплением цитат из Фрица Ланга, Мурнау и классики советского киноавангарда. Изысканный эксперимент, доставляющий удовольствие даже тем, кто далек от киномании.
Андрей Плахов, «КоммерсантЪ»
Виртуозное черно-белое фэнтези, стилизованное аргентинцем Сапиром под великие немые фильмы и сочетающее актерскую игру с мультипликацией. Действие происходит в городе, где люди лишены голоса и общаются потому при помощи… субтитров.
Стас Тыркин, «Комсомольская правда»
Тема картины остро актуальна – власть тоталитарных mass media над современным миром… Телевизионная антенна — символ опутавшего мир мирового зла, а герои фильма отчаянно борются и пытаются победить его. Эстебан Сапир блистает в своей второй режиссерской работе тонким юмором и вдохновенной синефильской фантазией.
«Weekend»
Неожиданное аргентинское поклонение немецкому экспрессионизму, Фридриху Вильгельму Мурнау и Фрицу Лангу; странный, удивительный, волшебный, фантасмагорический, ретрофутуристический мир на грани комиксов, сказок Гофмана и немого кино, причем без психического нездоровья так свойственного немецкому экспрессионизму. Содержание комментировать не имеет смысла, оно стремится стать частью формы, а форма прекрасна. Настолько прекрасна, что уже не суть важно, что именно происходит в фильме, он прекрасен уже тем, как снят.
«Труд»
Xvid – DVDrip